США: Гиперзвук плюс гипершлем – за скобками катастрофа

Loading...

После падения в море истребителя F-35 японцам и американцам важно достать не столько погибшего лётчика, сколько его шлем дополненной реальности. Чтобы похоронить реальные причины катастрофы

Новость дня: корпорация Lockheed Martin представила концепцию гиперзвуковой ракеты для морского истребителя F-35C. Это будет версия того же оружия, которое эта компания уже предложила военно-воздушным силам.

Ракета для моря

Трудно сказать, чем принципиальным должна отличаться ракета для морской авиации от ракеты для авиации обычной. Вернее, некоторые отличия неминуемы, но – не принципиальные. Между тем в соответствующих кругах США стоит такое кудахтанье, будто «Локхид» снесла настоящее золотое яичко. И это автоматически заставляет задуматься о том, каковы причины нового пропагандистского удара.

Впрочем, понять это несложно.

Loading...

Но сначала – о том, что это предполагается за ракета, уже окрещённая как HAWC (Hypesonic Air-breathing Weapon Concept). Да, именно так: с характерным уже для американцев двоемыслием концепция ракеты и сама ракета обозначаются одной аббревиатурой.

Главное: контракт на разработку HAWC стоит 928 миллионов долларов. Этот, округляя, миллиард долларов получило Управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA). На эти деньги DARPA предполагает уже в 2020 году создать ракету со скоростью до 10 Махов, разгон которой будет обеспечивать специальный ускоритель. В полёте её будет вести высокоскоростной двигатель, использующий в качестве окислителя атмосферный кислород.

В общем, ничего сенсационного. Никто и не сомневался в способности американцев разработать гиперзвуковую ракету. Да, Россию они в этом отношении догоняют – ну, так и не в первый раз. Начиная с водородной бомбы и заканчивая тем, что сам истребитель F-35C, для которого изобретают ракету, стал повторением советского Як-141, чертежи которого американцы вытащили из русских секретных хранилищ во времена «святых» 90-х.

Loading...
Истребитель F-35C.

Американцы вообще сильно поднялись на русских материалах в 90-е годы. Правда, F-35, только по версии американского же Главного контрольно-бюджетного управления (GAO), имеет 966 «явных недоработок», из которых 110 должны быть отнесены к первой категории сложности. То есть к таким, которые могут привести к гибели или тяжёлой травме пилота.

Это притом что русские лётчики недолюбливали свои Яки палубной авиации – за «туповатость», вызванную стремлением конструкторов обеспечить его многофункциональность, за не блестящую надёжность и капризность.

В общем, есть подозрение, что главное для американской информационной волны – не сама гиперзвуковая ракета, а то, что ею будут вооружать именно F-35. И даже не то, что ею этот самолёт будут вооружать, сколько то, что он… будет способен ею вооружиться.

Поиски шлема

Сюжет, на первый взгляд, не связанный с предыдущим.

Япония и США продолжают совместные попытки поднять обломки упавшего месяц назад в море японского истребителя F-35А. Напомним, что 9 апреля примерно в 150 км (85 морских миль) от побережья японской префектуры Аомори неожиданно исчез истребитель Lockheed Martin F-35A Lightning II с регистрационным номером 79-8705 из состава 302-й тактической истребительной эскадрильи 3-го крыла ВВС Сил самообороны Японии. Примечательно, что самолёт именно что пропал без вести – и это выполняя совместное маневрирование с тремя другими японскими самолётами и всего через 28 минут после вылета с авиабазы Мисава. Лётчик не подал сигнала бедствия и вообще никакого сигнала.

Lockheed Martin F-35A Lightning II.

Словно инопланетяне… хотя нет, это нынче не в моде – русские утащили.

Кстати, русских уже обвинили в том, что они успели пошуровать на дне в месте падения самолёта с помощью своих глубоководных роботов, которым нет противника в мире.

А вот дальше интересно. В японской прессе утверждается, будто американских и японских поисковиков занимает не столько обнаружение обломков самолёта – и тем более не подъём тела пилота, – сколько эвакуация со дна шлема лётчика.

Собственно, именно шлем американцы считают главным во всём своём неудачном самолёте. Его называют даже самым технически совершенным наголовным дисплеем, который когда-либо создавало человечество.

Это действительно сильное устройство. Корпус из углеволокна весом в 2,25 кг буквально пронизан датчиками и микросхемами для обработки их данных. Пилот в нём получает информацию от шести электрооптических сенсоров и способен, таким образом, «смотреть» сквозь стенки своего самолёта. Зачем, правда, это надо, когда для визуального контакта с целью достаточно взгляда через прозрачную кабину пилота, не очень ясно. Да и контакт с целью в нынешнем воздушном бою происходит, как правило, далеко за пределами зрительных возможностей человека – за пару сотен километров. И делают это локаторы.

Но неважно. Важно то, что этот самый шлем дополненной реальности, индивидуально подгоняемый под лётчика, абсолютно интегрирован с системами управления самолётом. То есть истребитель не сможет функционировать, если шлем отчего-то не работает.

Да. Вот именно. Так и исчезают без вести самолёты пятого поколения F-35…

Спасти рядового… э-э, шлем надо спасти!

И вот теперь зафрахтованное Пентагоном для подъёма обломков с глубины 1500 метров гражданское судно «Ван Гог» – у него, в отличие от Министерства обороны США, имеется беспилотный глубоководный аппарат – усиленно разыскивает на дне океана шлем японского бедняги пилота. Шлем этот важен ещё и потому, что он одновременно способен отслеживать и состояние пилота. А это важно. Потому что разрекламированный самолёт пятого поколения F-35, оказывается, вовсе не гарантирует своим пилотам нормальное снабжение кислородом! Из-за жалоб лётчиков на кислородное голодание уже приостанавливались полёты в июне 2017 года!

Историю тогда замяли – врачи якобы не выявили у пилотов причин плохого самочувствия. Полёты возобновили. Но запашок, что называется, остался. Тем более что жалобы повторялись. И теперь в японской прессе местные военные эксперты именно к этой теме привлекают внимание: шлем надо найти, чтобы подтвердить или опровергнуть заявления, будто причиной катастрофы стали именно неполадки в системе подачи кислорода.

Правда, в той же японской прессе звучали спекуляции о том, что это опять-таки могли устроить русские хакеры. Или китайские – у японцев своя региональная специфика. В общем, этим злым кибервзломщикам делать было нечего, кроме как коварным образом удушать японского пилота, лишая его живительного глотка американского кислорода. И даже мысли не шевелилось у изобретателей подобной версии, что они самым пошлейшим образом дискредитируют всю триллионнодолларовую американскую программу вооружения своей армии и армий своих союзников «самыми совершенными в мире» истребителями пятого поколения! То есть, ребята! Вы хотите сказать, что американцы делали-делали и наконец наделали самолёт, в котором пилота может удавить любой понимающий в своём деле программист? Вот прямо сидя на даче, между двух банок пива?

Ну, видимо, так и надо понимать гулкое биение себя в грудь американскими разработчиками из DARPA. Ещё бы! Если уж на такой самолёт они берутся, не струсив, прицепить гиперзвуковые ракеты, то это точно – последнее слово в науке и технике!

Источник

Loading...