Российский авторынок кошмарят потребительские террористы

Loading...

Все чаще на российском автомобильном рынке стали промышлять так называемые потребительские террористы. Чтобы выбить у дилера приличную сумму, они используют множество отработанных схем, и бороться с ними, к сожалению, не так-то просто. Основной проблемой в этом вопросе становится несовершенство федерального законодательства.

По информации газеты «Коммерсант», недобросовестным автоюристам в общей сложности удается отсудить у компаний до 1,5 миллиардов рублей. Злоупотребление человеческими правами наносит серьезный удар по бизнесу втянутых в спор участников рынка.

А началось все с того, что в 2013 году Верховный суд разъяснил судам нижестоящим особенности применения закона «О защите прав потребителей». С тех пор недобросовестные клиенты используют гарантийные сроки и случаи, чтобы обогатиться. Например, потребитель сговаривается с механиком или СТО в создании проблемы — затягивает сроки устранения поломки, сложно доказуемым способом выводит из строя рабочие механизмы и прочее. Составляется иск, и случается так, что после судебных разбирательств потребителю полагаются выплаты за новый автомобиль по текущей цене, а не той, что он покупал. Ответчику присуждаются штрафы, пени, компенсация морального ущерба и судебных издержек. По словам президента Российской ассоциации автодилеров Олега Мосеева, получается, что человек ездит на автомобиле весь гарантийный срок, а потом просто меняет его на точно такой же, да еще и новый. Такие ситуации являются нелогичными и несправедливыми — клиенту, как минимум, должны предоставлять возможность приобрести точно такую же машину, как и была — того же возраста, за ту же цену и в таком же состоянии.

Нередко случается и так, что за дело берутся представители общества по защите прав потребителей. Для них это вообще отлаженный бизнес с 50-процентной комиссией. Так, в Краснодарском крае существует такая практика, когда человек покупает машину, а через 15 дней дилер получает претензию об имеющейся неисправности, которая подтверждена технической экспертизой. Но при этом сам дилер машину не видел и не ремонтировал — его сразу вызывают в суд. Глава юридического отдела «Хендэ Мотор СНГ» Наталья Моисеева поясняет, что ходатайство о повторной экспертизе суд не удовлетворяет. Через пару заседаний клиент выходит из этого спора победителем, а компании получают 300-400% штрафов и обязательство возместить стоимость автомобиля и моральный ущерб. Такие ситуации являются вопиющими, но, увы, поставлены на поток и приносят деньги нечестным на руку клиентам и их «защитникам».

И так происходит везде — на юге России, на Северном Кавказе, в Поволжье. Дагестанские аферисты практикуют атаки на BMW Group. Они работают по следующим схемам: клиенты с машиной старше пяти лет идут с одной и той же проблемой, которую диагностировал один и тот же человек. Их требования обычно не имеют под собой никаких оснований, и компания делает все возможное, чтобы не дать мошенникам нажиться на этом. Или еще бывает так, что люди приходят к дилерам ближе к концу гарантии с неисправностью, вызванной, к примеру, специальным прибором, «убивающим» электронику. Доказать, что это было сделано намеренно — сложно. В итоге приходится разбираться с клиентами в досудебном порядке, чтобы снизить издержки.

Нередко для получения компенсаций аферисты подключают соцсети и блогеров, но обычно дальше публикаций в интернете такие ситуации не заходят. Однако отзывы могут серьезно подорвать репутацию дилерам и брендам.

Олег Мосеев отмечает, что чаще всего жертвами мошенников становятся компании премиум-сегмента, так как из-за высоких цен на них можно больше заработать. Например, в этом году был случай, когда в иске к Jaguar Land Rover прозвучала цифра 41 миллион рублей. Такие запросы даже могут привести к банкротству отдельно взятых салонов.

Эксперты сходятся во мнении, что нужно корректировать законодательство, отвечающее за потребительский рынок. Термин «потеря товарной стоимости» необходимо закрепить, ведь за три первых года новый автомобиль теряет 30-40% своей первоначальной цены. Штрафы, которые идут не в казну государства, а в карманы клиентов и автоюристов, стоит серьезно ограничить, не допуская двойной или тройной наценки. Нужно пересмотреть и ограничение в 45 дней на ремонт, так как оно не учитывает реальные сроки поставки запасных частей. Не стоит включать в сроки ремонта дни, когда клиенту предоставляется подменный автомобиль.

Пока аферисты находят лазейки в законах, компаниям остается только работать так, чтобы к ним невозможно было придраться, и внимательно наблюдать за клиентами, отсеивая из толпы потребительских террористов на первых этапах совершения сделки.

Источник

Loading...