Московские ученые раскрыли тайну «Черной могилы»

Имея обширный фонд, в Историческом музее ведут исследовательскую работу и продолжают делать открытия

Почти два миллиона предметов, которые собирались на протяжении 140 лет. Старейший в Государственном историческом музее отдел археологических памятников хранит находки с древних стоянок, могильников, святилищ, городов и крепостей.

Исторический музей — удивительное место. Его можно назвать археологической Меккой. Во-первых, его коллекция началась с памятников древнего Херсонеса. Если точнее, с браслетов бронзового века. За сто лет удалось найти и собрать почти два миллиона артефактов. И далеко не все из них сюда приносили на блюдечке с голубой каемочкой. Основным источником были и остаются многочисленные археологические экспедиции.

Каждый год находят по несколько тысяч уникальных, важных, а порой и весьма загадочных предметов. И если палеолитические Венеры давно всем известны и тщательно изучены, то Бородинский клад продолжает преподносить сюрпризы. Его нашли еще в 1912-ом, тут же весьма точно сравнив с сокровищами Трои. Но, в отличие от находки Шлимана, в истории этих вещей всё не так однозначно. Благодаря усилиям физиков и химиков оказалось, что топоры и булавы сделаны не из нефрита, а из жедеита и серпентина. В Оксфорде подтвердили, что золото и серебро в бронзовом веке обрабатывались разными технологиями. Может, кому-то это и покажется не столь уж важным, но для историков — это серьезное открытие.

По-прежнему не дает спокойно спать многим ученым «Черная могила». Новый проект Исторического музея — это, по сути, возможность приоткрыть завесу тайны и понять, что именно скрывал самый большой языческий курган Древней Руси? По одной из версий, там покоился основатель города Чернигов — легендарный князь Черный. Есть и другие предположения. Сейчас ученые как никогда близко к разгадке. Уже известно, что речь идет о конце 10 века. То есть об эпохе князя Владимира, а не Святослава, как считалось ранее.

Но самое интересное произошло, когда находки начали изучать с помощью синхротрона — так называемого «Курчатовского источника синхротронного излучения». Звучит сложно, зато результат — сенсационный. Оказалось, что то, что десятилетиями принималось за боевой нож, на самом деле — варварский скипетр, символ власти. А две пластины, крепившиеся к боевому копью, после рентгенографии открыли невероятной красоты орнамент. Инкрустация серебряной проволокой, типичная для поздней эпохи викингов. В ближайшее время нас ждет еще немало открытий, поскольку 12 археологических экспедиций продолжают свои поиски и исследовательскую работу.