Почему самолет оставляет белые полосы в небе

Loading...

Ясное небо, расчерченное ровными белыми линиями, медленно расплывающимися даже после того, как самолеты скрылись из виду, — зрелище завораживающее. Но подобный эффект объясняется элементарными законами физики: виной всему конденсация, знакомый всем со школьной скамьи переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

Выходящий из сопла двигателя воздух раскален до температуры около +600 °C, тогда как окружающая атмосфера охлаждена до −40…−60 °C. Добавим к этому еще и повышение влажности: топливо в двигателе сгорает, и водяной пар, содержащийся в атмосфере, соединяется с паром из отработанных газов, что, в свою очередь, повышает точку росы. Горячий воздух конденсируется в холодной атмосфере, выходящая из винтов жидкость превращается в туман, частицы сажи концентрируют вокруг него холодные и теплые потоки, и в результате образуются те самые белые полосы.

Самолеты, летающие на высоте до 8 км, чаще не оставляют подобных отметин, так как в нижних слоях атмосферы разница температур недостаточно велика.
Конденсационные следы от самолетов причислены к отдельной группе облаков — техногенным, или искусственным. Они исчезают в результате испарения, причем чем суше воздух, тем быстрее полоска растворяется в небе. Если влажность воздуха низкая, а температура высокая, след может не появиться вовсе, а если наоборот — линия будет насыщенной, длинной и исчезнет не скоро.

Шутки ради можно поиграть в синоптика и предсказать погоду по следу от самолета: четкая полоса — к дождям и туманам, еле заметная и быстро испаряющаяся — к ясному солнцу, зонтик не брать.

Несмотря на простоту и прозрачность физических процессов, споры о пользе и вреде конденсационных следов ведут и ученые, и обыватели. Во-первых, белые полосы — очевидный демаскирующий фактор для военной авиации, так что метеорологи специально вычисляют вероятность их появления и рекомендуют экипажу в нужный момент корректировать высоту. Во-вторых, многие климатологи считают конденсационные следы своеобразными экранами, препятствующими проникновению вредного излучения и понижающими среднюю температуру воздуха на планете, а вместе с ней и риск глобального потепления.

Есть и обратная гипотеза, согласно которой следы усиливают парниковый эффект, мешая естественному охлаждению воздушных слоев. Самые упорные и подозрительные исследователи призывают пилотов летать ниже и избегать участков с повышенной влажностью, но это палка о двух концах: вряд ли остатки авиационного топлива, выбрасываемого ближе к Земле, благоприятно скажутся на экологии, да и в целом перелеты станут дольше и утомительнее. Большинство ученых признают конденсационные полосы штукой совершенно безобидной, так что самое время отставить панику и насладиться красотой узорчатых небес.

Loading...