Фонематический слух и развитие речи

Loading...

Фонематический слух — это различение звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

?Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. ⠀
?К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

❎❎Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

?ИГРА «Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слово, с заданным звуком.

?Напоследок хочется сказать, что работа по развитию фонематического слуха — очень важная и необходимая работа, ее нужно проводить с каждым ребенком. Это является залогом успешного обучения чтению и письму в школе. Легче сейчас, в дошкольном детстве, заниматься развитием фонематического слуха, чем потом, в школе, нагонять упущенное.

Loading...